По итогам круглого стола «Интеграция в мировой фармрынок. История российской молекулы»
12 июля в Калининграде прошел круглый стол на тему «Интеграция в мировой фармрынок. История российской молекулы», организованный компанией НПО Петровакс Фарм и Группой Интеррос. В нем приняли участие ведущие эксперты фармотрасли и представители деловых, общественно-политических и специализированных СМИ.
Открывая дискуссионную панель, модератор, директор по коммуникациям Группы Интеррос Антон Муравьев отметил, что вопросы экспорта лекарственных препаратов становятся все более актуальными, Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года («Фарма-2030») продолжает курс, проложенный государственной программой «Фарма-2020», и ставит новые цели. Особое внимание будет уделено созданию собственных инновационных продуктов.
В настоящее время годовой объем экспорта лекарственных препаратов из РФ составляет 700 млн долларов. По прогнозу Минпромторга РФ, к 2030 году объем экспорта может увеличиться в 5 раз. При этом основой предложения российских компаний может стать эффективность и уникальность продукта, ранее за рубежом не представленного. Еще одно направление — развитие экспорта субстанций, которые составят конкуренцию по цене и качеству субстанциям из Китая и Индии[1].
По мнению экспертов, на сегодняшний день существуют две возможности роста российского фармацевтического рынка — за счет инвестиций и благодаря росту потребления. Рост, движимый инвестициями, обеспечивается денежными средствами государства, которые оно может вложить в покупку лекарственных препаратов для населения. Государство уже вложило 70 млрд рублей в программу Дополнительного лекарственного обеспечения, что позволило рынку вырасти на 35%. Это лекарственная помощь, оказываемая бесплатно тем, кто имеет право на государственную поддержку в виде определенного набора социальных услуг.
Второй путь — рост потребления, который может стать реальным при условии увеличения доходов населения. Согласно данным Минфина, уже по I полугодию его не наблюдается. Доходы населения падают, и 2019 год будет иметь отрицательный показатель реальных предполагаемых доходов. Рост потребления лекарственных препаратов может происходить за счет появления у населения дополнительных денег, повышения рождаемости или роста заболеваемости.
По статистике, заболеваемость не растет. Нет эпидемий гриппа и пика подъема других заболеваний, что существенно «сглаживает» показатели фармрынка. При этом ожидается рецессия российской экономики; растет долговая нагрузка; идет кредитование без наращивания спроса. Поскольку роста потребления не происходит, компании ищут другие пути развития, в частности, развивают экспортное направление.
Производители оказываются в сложной ситуации. В то время как страны СНГ хорошо относятся к российским препаратам, условия на европейском рынке крайне жесткие при высокой конкуренции. И выйти на него компания может при условии государственной поддержки, например, различных налоговых льгот, субсидий, грантов, вывозных пошлин.
Именно на создание субстанций и инновационных препаратов должен быть ориентирован экспорт, поскольку на международном рынке нет дефицита в выборе поставщиков и продуктов, и мы можем выйти на этот рынок, только предложив уникальные разработки
Одной из первых российских компаний, вышедших на зарубежные фармацевтические рынки, стала НПО Петровакс Фарм.
К 2025 году фармацевтический рынок ЕАЭС станет единым. Для этого уже сейчас идет большая работа регуляторных органов и компаний. Инспекторы пяти государств-членов ЕАЭС обмениваются опытом, чтобы процедуры шли в едином русле.
При этом вопрос ценообразования на лекарства не входит в компетенции Общего рынка и регулируется каждым государством отдельно.
в других странах. Так, результаты эпидемиологического исследования вакцины Гриппол плюс в Беларуси показали, что частота заболеваемости гриппом у вакцинируемых снизилась в 3 раза, а ОРВИ — в 1,9 раза. Это свидетельствует о том, что наши препараты высокоэффективны и безопасны
[1] https://rg.ru/2018/10/07/farma-2020-dala-impuls-k-razvitiiu-otechestvennoj-farmindustrii.html; https://www.kommersant.ru/doc/3636628